Ru En

В Смоленске 24 октября состоялась конференция «Проблемы и перспективы привлечения инвестиций предприятиями среднего бизнеса»

24 октября текущего года в городе Смоленске состоялась конференция «Проблемы и перспективы привлечения инвестиций предприятиями среднего бизнеса», организованная Администрацией Смоленской области, РО ФСФР России в ЦФО, Национальным Институтом Корпоративной Реформы (НИКР) и журналом «Рынок ценных бумаг».
Холдинг «Акрон», выступивший спонсором мероприятия, был представлен на конференции президентом Иваном Николаевичем Антоновым.

В конференции приняли участие более 100 руководителей предприятий металлургической, химической, машиностроительной, сельскохозяйственной, пищевой, оборонной и других отраслей народного хозяйства из десяти субъектов Российской Федерации, а также представители фондовых бирж РТС и ММВБ, высокопоставленные сотрудники министерств и ведомств, главы областных Администраций, представители научного сообщества, отраслевых ассоциаций бизнеса и экспертных организаций, руководители ведущих инвестиционных компаний.

В ходе конференции обсуждались вопросы развития предприятий среднего бизнеса, обеспечения справедливой конкуренции и противодействия монополистической деятельности на товарных рынках.

Обращаясь к участникам конференции со вступительной речью руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов отметил, что предприятия «второго эшелона» - это нереализованный потенциал российского финансового рынка. Реализация этого потенциала усилит позиции России в нарастающей конкуренции глобальных финансовых центров.

В ходе конференции была особо отмечена необходимость усиления влияния среднего бизнеса на структуру экономического роста российской экономики. Предметом обсуждения участников конференции стали современные проблемы, мешающие нормальному развитию предприятий «второго эшелона». В частности, участники конференции высказали озабоченность в отношении политики отраслевых и локальных монополий – поставщиков сырья и транспортных услуг, взвинчивающих цены на свою продукцию и навязывающих промышленным потребителям невыгодные условия поставок. Жесткая оценка действиям монополистов, поддержанная большинством собравшихся на конференции, была дана в выступлении Губернатора Смоленской области В.Н. Маслова. По словам Губернатора, именно злоупотребления со стороны монополистов являются причиной раскручивания инфляционных процессов в экономике, которые привели к резкому повышению цен на хлеб, молочные продукты и другие товары повседневного спроса основной массы населения. Губернатор подчеркнул, что действия монополистов негативно влияют на развитие предприятий области. Особо В.Н. Маслов отметил монополистические действия ОАО «Апатит», которое из года в год срывает поставки апатитового концентрата одному из крупнейших предприятий области ОАО «Дорогобуж», тем самым вынуждая его останавливать производство.

Участники конференции высказали крайне негативное отношение к разворачивающейся практике биржевой торговли товарами, производимыми монополистами – природным газом, апатитовым концентратом, хлористым калием, цементом. По мнению участников конференции выход монополистов на биржи – это очевидное злоупотребление доминирующим положением на рынке. Выступая перед участниками конференции, президент ОАО «Акрон» И.Н. Антонов заявил: «Биржевые торги продукцией монополистов – это нонсенс, искажение смысла биржевой торговли как организованного свободного рынка, на котором присутствует множество продавцов и покупателей. Биржа для монополиста – это не инструмент рыночной торговли, а удобное средство для манипулирования объемами предложения и ценами в условиях полного отсутствия контроля со стороны антимонопольных органов». Касаясь темы биржевых торгов энергоносителями и минеральным горно-геологическим сырьем, научный руководитель НИКРа академик РАН Александр Дынкин указал на то, что в существующих условиях такая биржевая торговля несет ложные информационные сигналы и формирует искусственно завышенные псевдобиржевые цены. Академик призвал государство и общество поставить заслон попытке культивировать «биржевые схемы» торговли продукцией монополистов, сравнив их с серыми схемами выплаты зарплаты через недобросовестные страховые компании.

Не менее жесткую оценку биржевым торгам товарами, производимыми монополистами, дал председатель правления ОАО «РТС» Р.Ю. Горюнов: «В условиях монополии производителя того или иного товара биржевой товарный рынок не может решить вопрос формирования объективной цены вне зависимости от технологии проведения торгов. В этих условиях необходимо регулирование тарифов монополии на уровне государства».

По результатам дискуссии участниками конференции выработан ряд конструктивных предложений, направленных на ограничение диктата монополистов, в том числе предложение ограничить возможность использования монополистами механизмов биржевой торговли. Участники конференции считают, что для предотвращения неоправданного роста цен ценообразование на продукцию монополистов должно находиться под жестким государственным контролем, в первую очередь Федеральной антимонопольной службы РФ.

По итогам обсуждения участники и организаторы конференции выступили с обращением к органам законодательной и исполнительной власти с просьбой способствовать эффективному решению проблем компаний «второго эшелона». Участники конференции выдвинули конкретные предложения по принятию мер в области государственного, общественного и корпоративного регулирования деятельности монополистов, в том числе по активизации деятельности антимонопольных органов в пресечении недобросовестной конкуренции, по эффективному использованию механизма таможенно-тарифного регулирования для защиты внутреннего рынка от дефицита продукции предприятий-монополистов, а также сохранению и совершенствованию системы государственных регуляторов рынков товаров и услуг естественных монополий.

В конференции выступали:

Маслов В.Н., Губернатор Смоленской области
Миловидов В.Д., Глава ФСФР
Антонов И.Н., Президент ОАО «Акрон»
Качалин В.В. Советник руководителяФАС
Рыбников А. Э., Генеральный директор ФБ ММВБ
Горюнов Р. Ю., Председатель Правления ФБ РТС
Коган Е. Б., Глава группы компаний «АнтантаПиоглобал» 
Дынкин А. А., Академик РАН, Научный руководитель НИКР
Герасимов В. В., Первый заместитель генерального директора агентства «Интерфакс»
Соколов А.А. Директор Департамента развития секторов экономики МЭРТ РФ
Рассказов А.Н. Заместитель директора Департамента по аграрной политике и развитию сельских территорий Минсельхоза РФ
Исламов А. Г., Генеральный директор ООО «Аркада – Инжиниринг»
Царев Н. В., Руководитель Представительства ФГУП «Рособоронэкспорт» в Смоленской области

Предложения участников и организаторов конференции «Проблемы и перспективы привлечения инвестиций предприятиями среднего бизнеса», по вопросам развития предприятий «второго эшелона», обеспечения справедливой конкуренции и снижения монополизации.

Организаторы конференции - Администрация Смоленской области, РО ФСФР в ЦФО, Национальный Институт Корпоративной Реформы и журнал «Рынок ценных бумаг».
В конференции приняли участие руководители предприятий «второго эшелона», представители РТС и ММВБ, высокопоставленные сотрудники министерств и ведомств, главы областных Администраций, представители отраслевых ассоциаций бизнеса и экспертных организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Конференция убедительно продемонстрировала передовую роль «второго эшелона» российского бизнеса в социально-экономическом развитии и внешнеэкономических связях России, в модернизации российской экономики. На его долю приходится более половины промышленного производства. Его темпы роста опережают в 1,5 раза ежегодные темпы роста ВВП и составляют 10-11% в год. Он успешно провел оптимизацию корпоративного управления, существенно повысил прозрачность деловой активности, отладил маркетинговые процедуры, закрепился на внешних рынках.
Организаторы и участники конференции убеждены, что средний эшелон российского бизнеса может и должен сыграть важную роль в повышении конкурентоспособности России в условиях глобализации и жесткой конкуренции. В этом плане потенциал среднего национального бизнеса – огромный, но недоиспользованный ресурс.
Сегодня на повестке дня компаний «второго эшелона» переход к инвестиционно-инновационному типу роста. Например, подобный переход может быть осуществлен с использованием финансовых инструментов для привлечения капитала компаниями «второго эшелона» (акции, облигации, прямые и венчурные инвестиции). Без такой смены стратегии невозможно обновление оборудования, использование передовых технологий, переход к экономике знаний.
Однако на этом пути перед компаниями «второго эшелона» стоят серьезные препятствия. Прежде всего, это несовершенство законодательства и его применения; монополизация и несправедливая конкуренция. Стратегические инвестиционные программы компаний оказываются под угрозой срыва из-за волюнтаристской политики естественных и локальных монополий – поставщиков энергии, сырья и транспортных услуг и т.д., непредсказуемо вводящих лимиты, сокращающих объемы поставок. В ущерб интересам развития экономики они используют свое монопольное положение для получения необоснованных рентных доходов путем навязывания промышленным потребителям, не имеющим собственной ресурсной базы, условий поставок и цен.

Подобная системная практика ставит средний бизнес и особенно обрабатывающие отрасли (прежде всего в металлургической, химической, строительной и деревообрабатывающей промышленности) в критическое положение.
Участники и организаторы конференции выступают с обращением к органам законодательной и исполнительной власти способствовать эффективному решению проблем компаний «второго эшелона».
Для нейтрализации негативного воздействия на развитие российской промышленности навязываемых естественными и локальными монополиями форм либерализации цен и тарифов, а также попыток доминирующих поставщиков минерального сырья вывести из-под государственного контроля установление цен на свою продукцию, участники и организаторы конференции считают необходимым следующее:

Меры государственного регулирования:
• Сохранить систему государственных регуляторов рынков товаров и услуг естественных монополий и после их реструктуризации, а также обеспечить действенность антимонопольных и судебных органов в этой сфере.
• Антимонопольным органам реализовывать на практике полномочия по разделению предприятий-монополистов на несколько самостоятельных хозяйствующих субъектов с целью пресечения монополистической деятельности и создания конкуренции на соответствующих товарных рынках.
• Государственным органам более активно использовать государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное регулирование экспорта товаров, производимых предприятиями-монополистами, для защиты внутреннего рынка от дефицита этих товаров.
• Законодательно закрепить категорию «промышленный потребитель» в антимонопольном законодательстве, с целью предоставления этой группе покупателей прямого беспрепятственного доступа к приобретению товара непосредственно у монопольных производителей такого товара.
• Ограничить возможность использования механизмов биржевой торговли предприятиями (субъектами), занимающими доминирующее положение на рынке определенных товаров, в том числе определением максимальных квот для продажи таких товаров на бирже.
• В случае использования биржевых торгов для формирования справедливой рыночной цены на определенные виды товаров учитывать интересы, как потребителей, так и производителей и обеспечить проведение биржевых торгов на основе двойного встречного аукциона при условии, что на рынке определенного товара действуют не менее пяти производителей и не менее десяти потребителей.

Меры корпоративного и общественного регулирования:
• При проведении эмиссий акций акционерными обществами, занимающими доминирующе положение на товарных рынках, ввести обязательное требование проведения открытой подписки на эмитируемые акции в т.ч. среди предприятий, являющихся потребителями продукции, производимой такими акционерными обществами.
• Предусмотреть в акционерном законодательстве требование об обязательном представительстве в совете директоров акционерных обществ, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, представителей предприятий, являющихся потребителями производимой такими акционерными обществами продукции.
• Установить требование преобразования хозяйственных обществ в открытые акционерные общества в случае, если такие хозяйственные общества занимают доминирующее положение на товарных рынках, а также, обязательные квоты на обращение акций на бирже.
• Установить требование обязательного участия в голосовании на заседаниях советов директоров и собраниях акционеров по вопросам определения сбытовой политики акционерных обществ, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (предельные цены, объемы поставляемой продукции), представителей предприятий, являющихся покупателями продукции указанных акционерных обществ.
• В случаях, если акционерное общество является единственным производителем продукции отдельного вида на товарном рынке, ввести новую категорию участника акционерного общества, дополнительно к его акционерам, — правообладателя (стейкхолдера), обладающего равным правом с акционерами общества принимать участие в определении его сбытовой политики (без права на управление обществом и получение доходов от его деятельности).
• В необходимых случаях ввести требование учреждения в акционерных обществах, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, комитета правообладателей или покупателей, в котором должно быть обеспечено равное представительство покупателей продукции указанного акционерного общества. Комитет необходимо наделить полномочиями согласования сбытовой политики акционерного общества, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.
• В отдельных случаях предусмотреть возможность принудительного выделения из акционерных обществ, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, сбытовых подразделений, их акционирование (или организацию в форме некоммерческих партнерств) с равным участием в их капитале (или с равным представительством) покупателей продукции указанных акционерных обществ.

Меры по стимулированию использования инструментов фондовых рынков предприятиями среднего бизнеса:
• Развитие инфраструктуры, позволяющей доводить до предприятий среднего бизнеса, информацию о возможностях, предоставляемых фондовым рынком. Активизация работы государственных регулирующих органов на региональном уровне в данном направлении;
• В целях облегчения выхода на фондовый рынок развитие программы компенсации части купонных выплат по облигационным займам региональных эмитентов за счет Фонда развития Центрального федерального округа;
• Разработка и внедрение государственной программы по пропаганде фондового рынка и инструментов среди предприятий малого и среднего бизнеса. Создание институтов профессионального консультирования по вопросам выхода на фондовый рынок;
• Активизация работы с населением по повышению инвестиционной грамотности и повышению интереса к фондовому рынку. Популяризация инструментов фондового рынка как средства сбережения и инвестирования накоплений.