Инфодетокс:
когда смартфон – друг,
а не хозяин

Просыпаетесь и засыпаете с телефоном в руке? Едете в метро и не поднимаете глаза от экрана? Постоянно тянетесь к смартфону проверить уведомления? Если все эти симптомы вам знакомы – пора диагностировать у себя зависимость от гаджетов и начинать с ней бороться. О том, что такое «информационное слабоумие» и какие изменения в мозге провоцирует жизнь перед экраном, читайте далее.

Все больше времени мы проводим в соцсетях и мессенджерах, бесконечно поглощая разнообразный информационный контент. Судя по отчету о состоянии цифровой сферы Digital 2020 от организации We Are Social и Hootsuite, среднестатистический пользователь каждый день проводит в интернете 6 часов 43 минуты. Россияне сидят перед экраном еще дольше – по 7 часов 17 минут. В совокупности это больше сотни дней в год, а если учесть, что 8 часов мы спим, – получается, половину «бодрого» времени мы проводим в интернете.

Львиную долю нашего внимания давно захватили соцсети. WhatsApp, Viber и «ВКонтакте» – самые востребованные мобильные приложения в России по количеству пользователей. Огромную популярность приобрели Instagram и TikTok – благодаря модному контенту в формате коротких видео, которые, кажется, можно смотреть бесконечно.

«Одна клиентка пожаловалась мне, что ей хронически не хватает времени, – рассказывает психолог Алла Колосова. – Я попросила ее посмотреть статистику по времени, проведенному в соцсетях, – оказалось, что в день она проводит в них около 5 часов. Клиентка была в шоке».

По словам психолога, когда человек погружается в виртуальный мир, он буквально теряет способность отслеживать время. К этой потере контроля приводит поглощение разнообразной информации в режиме нон-стоп – ведь новостная лента постоянно обновляется, а человек боится что-нибудь упустить. Это затягивает и эмоционально выматывает.

Информационное слабоумие

«Все, что мы раньше делали офлайн, теперь можно сделать в интернете», – отмечает Алла Колосова. И самое сложное – отделить бездумное «зависание» в соцсетях от утилитарных задач, будь то переписка в рабочем чате, покупки в интернете, проверка баланса карты или видеозвонок от любимой бабушки. Данные Global Web Index подтверждают, что мы используем приложения всегда – когда общаемся с друзьями, управляем финансами и занимаемся спортом.

«Пандемия сделала ситуацию сложнее: самоизоляция буквально толкает нас в гаджеты. И мы становимся еще более зависимы от них во всех сферах нашей жизни», – подчеркивает психолог.
Можно ли избежать этой тотальной виртуализации вокруг нас? Вопрос сложный, ясно одно: всю свою энергию каждый день мы спускаем в экран смартфона. Чревато это тем, что мы исключаем себя из реального мира с его звуками, запахами, красками, текстурами и пространствами ради двухмерной и гладкой реальности гаджета.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения давно обозначили эту проблему и утверждают, что человечеству угрожает цифровое слабоумие, которое в России психиатры называют «информационной псевдодебильностью». Это никак не связано с патологиями головного мозга, однако у людей появляются признаки деменции из-за чрезмерного потребления информации. Все дело в том, что виртуальная реальность угнетает высшие психические функции и когнитивные способности человека, делает его рассеянным, ухудшает память. Нам все труднее анализировать, выстраивать сложные логические цепочки, генерировать идеи. Мыслительные процессы тормозятся.

Разумеется, уязвимее всех здесь дети и подростки, которые еще не получили жизненного опыта в реальном мире. Ведь годы взросления и становления без гаджетов – это своеобразная прививка реальностью, вырабатывающая у человека иммунитет перед цифровыми вирусами. Врачи утверждают: из-за одержимости гаджетами юное поколение теряет способность адекватно усваивать информацию – все происходит в режиме «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Чем раньше ребенок получает в руки гаджет, тем медленнее формируются нейронные связи у него в мозгу и тем сложнее он социализируется в обществе.

«Есть риск, что высшие психические функции – память, мышление, воображение, внимание, речь – будут тормозиться, – объясняет Алла Колосова. – Ведь та же долговременная память формируется только в состоянии покоя и анализа, а в информационном пространстве ребенок постоянно ловит какие-то эмоции, но в памяти ничего не откладывается».

По словам психолога, гаджеты отнимают у ребенка то время, которое он мог бы посвятить реальным хобби – танцам, рисованию, чтению, пению, лепке или вышиванию. Например, в определенном возрасте детям необходимо развивать мелкую моторику. Если же единственное, что работает, – это указательный палец на планшете, неизбежно страдают речевые и письменные навыки. Возникает дисграфия и дислексия – нарушение процесса письма и способности к овладению навыками чтения. Так, по данным исследований, дети, проводящие перед экраном более двух часов в день, имеют более низкие показатели в тестах на мышление и языковые способности.

Гаджеты – для низших классов?

Видимо, именно поэтому сами создатели соцсетей выводят своих детей в офлайн. Стив Джобс 10 лет назад рассказал, что его дети никогда не пользовались айпадом. Основатель Twitter Эван Уильямс отказывался давать своим сыновьям планшет. Трое детей главы Microsoft Билла Гейтса до 14 лет жили без смартфонов.

Жизнь без экранов в развитых странах начинает восприниматься как нечто элитарное – реальные хобби, живое человеческое общение становятся все более ценными, а дешевые цифровые развлечения остаются уделом низших классов. Обеспеченные люди в Европе и США все чаще отправляют своих детей в частные школы, принципиально отказавшиеся от цифровых технологий. Так, популярность у сотрудников Силиконовой долины приобрела школа под названием Waldorf of the Peninsula, построенная чуть ли не во времена основания Соединенных Штатов Америки. Старомодные классы, доски с мелом, книжные шкафы, деревянные парты и тетради – здесь есть все, что нужно для качественного обучения. Кроме гаджетов.

В цифровых лагерях

«Цифровая диета», «цифровая гигиена», «инфодетокс», «диджитал-минимализм» – речь об одной и той же философии, которая набирает обороты в современном мире, уставшем от технологий. Главный принцип – тщательная фильтрация информации в интернете.

В развитых странах появляются различные практики, помогающие людям разорвать нездоровую связь с гаджетами. Так, в США, Южной Корее и Китае уже возникли исправительные лагеря, куда людей приглашают на цифровую детоксикацию. «Пациенты» живут там неделями и месяцами, не заглядывая в свои телефоны.

Появляется все больше литературы, посвященной информационной гигиене, а диджитал-коучи учат всех желающих принципам инфодетокса на мастер-классах. Мы собрали здесь универсальные принципы цифрового минимализма, которые можно взять на вооружение, чтобы побороть свою зависимость.

Так, Кэл Ньюпорт, автор книги «Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире», предлагает провести целый месяц без телефонов и гаджетов, найти настоящее хобби и побыть в одиночестве. Диджитал-коуч Павел Величко советует отказаться от общения с людьми в интернете и переключиться на формат живых встреч. На компьютер можно поставить счетчик, определяющий, сколько времени вы проводите у экрана и на что его тратите. Помочь может также отключение уведомлений – чтобы push-сообщения не нервировали, выскакивая на экране. Еще один прием – «осознанные подписки» в соцсетях: подписываться только на тех, кто мотивирует делать что-то «практическое».

Автор книги о цифровом минимализме Анастасия Рыжина, в свою очередь, отмечает, что на «полном детоксе» легко сорваться, и предлагает воспринимать гаджеты как удобный современный инструмент. Но брать его в руки стоит лишь тогда, когда он приносит пользу или радость. «Если вы серфите ленту третий час и не получаете от этого сильного, яркого удовольствия, пора остановиться», – отмечает Рыжина.

Она также предлагает чаще задавать себе вопрос «Как я это использую?». Например, вас раздражает, что вы залипаете в соцсетях, – задумайтесь, как вы их используете? Возможно, вы заходите туда для того, чтобы расслабить мозг после работы. Значит, все, что вам нужно, – найти другие способы отдыха.

Психолог Алла Колосова подчеркивает: прежде чем запрещать своим детям гаджеты, нужно самим избавиться от цифровой зависимости. Она предлагает установить дома правила: например, на кухню со смартфоном входить нельзя, а вечера после работы, школы или детского сада должны проходить без экранов. Пусть это будут совместные развлечения, прогулки и личное общение – в конце концов, что может быть важнее?